Использование мифов в
интересах информационно-психологического воздействия
В.В.
Ферсович
При практической подготовке материалов информационно-психологического воздействия (ИПВ) на аудиторию определенной страны всегда необходимо учитывать то, что у предполагаемого объекта существует свое представление о действительности, являющееся результатом влияния различных факторов. Культурные, национальные и религиозные традиции, устойчивые предрассудки и стереотипы мышления в совокупности с жизненными реалиями образуют мифы, которые представляют собой "систему, моделирующую в умах индивидуумов, входящих в группу, окружающий мир или его фрагменты" (1).
Генезис
понятия "миф"
Современное
определение категории "миф" синтезирует и развивает как собственно
греческий термин (mythos -предание, сказание), так и значение, которое ему
последовательно придавали с начала XIX в., когда оно снова было введено в
оборот европейскими учеными.
Миф
в Древней Греции - одно из многих обозначений в древних языках, употреблявшихся
в сфере культурно-религиозного воспитания. Естественно, что сказания о
происхождении Земли и человека,подвигах богов и героев древних мифологий
воспринимались аудиторией не как сказочные истории, но как реально
происходившие события, в результате которых и сложилась определенная система
отношений между человеком и природой внутри конкретной цивилизации. Известный
исследователь философии мифа М.Элиаде в свое время отмечал определяющее
значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение,
установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ
общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий
индивидуум приобщался к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся
сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом подсознательно
проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.
Воспитание
на примерах идеальных действий мифических или мифологизированных персонажей
формировало в личностном сознании систему моральных и этических ценностей,
присущих данному социуму, чувство сопричастности с ним и его историей. Принцип
построения сюжета традиционного мифа - сочетание знакомых реалий жизни с
фантастическими поступками героев -эмоционально усиливал восприятие информации.
Естественно, что с развитием общественных отношений правители стали широко
использовать методики мифотворчества в своих целях. Для укрепления собственной
власти они применяли способы распространения информации о своей деятельности,
когда им приписывались сверхъестественные свойства, благодаря которым они
побеждали врагов и обеспечивали благоденствие своих стран и народов. Подобная
практика, с одной стороны, дискредитировала общую систему мифологизированного
мировоззрения, с другой - способствовала развитию специальных
методоввоздействия на традиционалистское общественное сознание.
Во время кризиса мифологии в античной Греции Аристотель стал употреблять термин "миф" лишь в значении занимательной сказки, но уже к моменту распада Римской империи, когда собственно мифология формально пришла в упадок, на принципах традиционных мифов окончательно сложились социальные мифы - преувеличенные или искаженные представления о действительности, сознательно внедряемые в общественное сознание с целью формирования нужных социальных реакций.
Роль
социальных и традиционных мифов в общественной жизни
Социальные
мифы обычно воспринимаются обществом не как вымысел, а как естественное
положение вещей. Традиционные мифы - это т.н "духовная сфера"
общественной жизни (искусство, культура и т.д.).
Под
воздействием социальных мифов история возникновения и развития государств и
наций, как правило, искажается и мифологизируется настолько, что ее объективный
анализ теоретически возможен только при критическом сопоставлении различных
источников. Однако в большинстве случаев это практически невозможно из-за
пристрастности, субъективности или ангажированности исторических или других
источников информации. По сути дела, вся мировая история стала объектом
постоянных манипуляций. В этой связи видный американский ученый К.Рид отмечал,
что "историк находит в прошлом то, что ищет. Он отбирает, излагает и
подчеркивает факты в соответствии с той концепцией,которая социально желательна
и востребована, и рассказывает об эволюции общества, постоянно имея в виду это
обстоятельство" (2).
Мифотворчество
- неотъемлемая часть политики. Дляновейшей истории, в которую последовательно
превращается политика, характерно присутствие альтернативных материалов,
которые позволяют вскрыть механизмы искажения и умалчивания, фальсифицирование
многих политических событий и мифологизацию политических деятелей.
Социальный
миф - основной инструмент манипуляции общественным сознанием. Специалисты
отмечают, что "возможности для возникновения и распространения массового
социального мифа, а также для злоупотребления им с помощью средств массовой
коммуникации в современном обществе не уменьшились, а во многом
увеличились" (3).
Культура, искусство и религия, основанные на традиционных мифах, также быстро эволюционировали по мере развития общественных отношений. Являясь инструментами формирования мировоззрения и одновременно результатами творческого поиска личности, они всегда применялись обществом в своих целях и, по возможности, контролировались им. Значение культуры и искусства в современной социальной жизни неизмеримо возросло. Отрицая рациональность вымышленного в реальной жизни, современный человек постоянно испытывает потребность в нем. Мотивация поведения, основанная на примерах из художественных произведений и продукции массовой культуры, выступает в роли важного фактора современной жизни.
Структура
и характер воздействия мифа
Одной
из причин, по которой миф не использовался в качестве научной категории, помимо
многозначности применения этого понятия, является его аморфный характер. Будучи
продуктом человеческого сознания, миф проявляется одновременно во множестве
форм. Устойчивое представление о чем-либо может, при рассмотрении сразных точек
зрения, выступать в качестве убеждения, предрассудка, заблуждения, курьезного
факта или совершенно отвлеченной информации, не представляющей никакого
интереса. Это относится практически ко всем сферам человеческой деятельности, но
наиболее ярко проявляется в культурной и религиозной сферах, когда обычаи,
пристрастия или религиозные культы определенного общества (особенно т.н.
"экзотического") представляются совершенно различным образом со
стороны его членов, ученых, имеющих определенный набор знаний, или человека,
сталкивающегося с ними впервые.
Вместе
с этим анализ аналогичных сфер европейской цивилизации показывает тот же, хотя
и более скрытый механизм их формирования. Более того, по сравнению с другими
культурами процесс мифологизации здесь развивается гораздо более быстрыми
темпами, не теряя, тем не менее, характерной черты мифа - его связи с
традицией. Так, образование любого устойчивого общества (государства) всегда
сопровождается стандартизацией представлений его членов о своем месте в нем.
Исторические
примеры с религиозными и идеологическими революциями свидетельствуют о частых
неудачах власти в стандартизации мировоззрения народа. Если созданный
религиозный или идеологический миф способен изменить мировоззрение значительного
числа членов общества, значит материальные и моральные устои данного
государственного образования подлежат трансформации. Если правящие круги не
угадывают изменения в мировоззренческих установках общества, то они сходят с
политической сцены.
Но
традиционный взгляд на изменения государственно-политического строя, как
основанных лишь на необходимости образования новых материальных отношений, с
точки зрения объективного исследователя, не отражает полной картины.
Реставрация монархий, пусть в формальном виде, в ряде европейских стран
(Великобритании, Испании, Нидерландах, Швеции и т.д.) подтверждает способность
власти уловить традиционалистские настроения в обществе. Представления о
стабильности всегда связаны с существованием традиционных структур и приверженностью
этих структур национальным корням.
Осуществляемые государством ритуальные акты - установление памятных дат, празднование годовщин исторических событий, чествование выдающихся деятелей современности, уважение к символам и атрибутам нации и государства, заявления по поводу происходящих политических и культурных событий - позволяет вырабатывать и поддерживать парадигмы общественного сознания. Само понятие "нация" является мифологизированной интерпретацией нейтрального термина "население", подразумевающей более высокий уровень взаимозависимости и взаимной ответственности.
Структурные
единицы мифа
В
современном обществе большую часть информации человек получает опосредованно.
Таким образом, внутренний мир личности, за исключением тех объектов и явлений,
которые познаются физически, формируется на основе образов и представлений.
Практически все сферы, связанные с социальнойдеятельностью человека, отражаются
в контексте их восприятия той социальной средой, в которой находится данный
индивидуум. Таким образом, человеку навязываются те представления, которые
приняты в обществе и формируются государством.
Общество
организует образы и представления, сформировавшиеся в сознании личности, в
стереотипы и символы, определяющие мотивацию его поведения. Стереотипы
мышленияпредставляют
собой упрощенные образы и представления о том или ином положительном или
отрицательном явлении, событии, человеке и т.д. Они формируются в результате
неоднократного эмоционального и смыслового акцентирования сознания человека на
тех или иных аспектах события, многократного восприятия человеком этого события
или информации о нем.
Стереотип
охватывает зачастую не существенные, а наиболее броские, яркие черты события.
Оценка события, соответствующая стереотипу, зачастую принимается без доказательств
и считается наиболее правильной, а всякая другая - подвергается сомнению (4).
Символ
- понятие более специфическое и социальное, чем образ. Система символов
конкретного общества является основой его существования. Государственные
атрибуты - флаг, герб, гимн и т.д. - должны значить для граждан гораздо больше,
чем просто декоративные произведения. Их возникновение и история
мифологизируются с конкретными целями оказания подсознательного, эмоционального
воздействия на чувства граждан.
Ниже
представлена схема трансформации образов ипредставлений в их мифологизированные
производные символы и стереотипы.
Таким образом, очевидно, что символическая или мифологическая форма отображения действительности оказывает большое воздействие на аудиторию. Его дополнительная сила заключена в самой природе символически-мифологической трактовки событий реального мира в рамках конкретного общества.
Развитие
мифов и их основное качество
Миф,
как устойчивое представление о том или ином факте или явлении социальной жизни,
возникает в контексте общественной жизни определенной исторической эпохи.
Кризис социальных отношений в Римской империи вызвал к жизни историю об
иудейском проповеднике Иисусе Христе, которой были приданы соответствующие
мифологические свойства. В то же время, множество других новых религиозных
установок, возникших в ту же эпоху, не получили широкого признания и остались
малозначительными фактами.
Устойчивость
мифа определяется, в первую очередь, гармоничностью связей с мировоззренческими
установками, уже существующими в обществе. Не являясь по определению чистой
информацией, он, тем не менее, должен нести в себе такие элементы, которые,
оказывая воздействие на мыслительную и чувственную сферы человеческого
сознания, заставят аудиторию, по меньшей мере, поверить в возможность
описываемого. Идеал мифа - сделать гиперболизированное описание частного случая
примерной моделью поведения. Современные политизированные или
идеологизированные мифы обладают свойствами ассоциативного воздействия, позволяющими
в определенной ситуации вызвать нужную реакцию. Например, счастливое завершение
классического мифа в современных условиях подменяется лишь показом возможности
преодоления кризисной ситуации.
Помимо
правдоподобности миф должен опираться на конкретную традицию, существующую в
обществе. Невозможно внедрить в общественное сознание самые совершенные
жизненные ценности, противопоставляя их традиционным. Формирование новой
мифологии всегда подразумевает ее слияние с уже существующими корнями. Так, при
распространении христианства среди славян старые земледельческие и другие
праздники были приурочены к дням церковного календаря. Старые боги постепенно
слились с христианскими святыми и по большей части утратили свои имена, но
перенесли свои функции и атрибуты на этих святых. Перун продолжал почитаться
как божество грозы под именем Ильи Пророка, Велес - под именем святого Власия,
Мокошь - под именем святой Параскевы (святой Пятницы). Подобная методика
применялась и в отношении кельтских божеств (Св. Патрик и др.) (5).
В
современной жизни связь с традицией не утратила своей значимости. Например,
М.Элиаде отмечал очевидную связь идеократических режимов с древнейшими
традициями как основную причину их популярности среди широких масс населения.
Основным качеством мифа, в отличие от чистой информации, является то, что он всегда рассчитан на конкретный результат. Миф должен производить впечатление, и это либо удается, либо нет. Так, результатом воздействия мифа может быть: действие; изменение характера действия; формирование или изменение взглядов на событие или явление; бездействие как активная позиция; отсутствие результата, когда это является целью.
Функции
и степени воздействия мифа
Миф
как инструмент, призванный сформировать определенное представление о чем-либо,
естественно выполняет функции воздействия. Даже традиционные мифы, задачей
которых является предоставление определенной информационной установки о простых
вещах, имеют большой побуждающий потенциал. Дети, после чтения сказки или просмотра
фильма играющие в сказочных героев, т.е. актуализирующие миф, представляют
наиболее яркий пример реализации этой функции.
Социальные
мифы, рассчитанные на общество в целом, выполняют также следующие функции:
стабилизирующую, когда при умелом проведении аналогий общество успешно
преодолевает сложные этапы развития;объединяющую, когда общество мобилизуется
на выполнение общей задачи; абсорбирующую, потребность в которой возникает при
вливании в общество новых больших групп или при массовой эмиграции и
образовании новых государственных единиц; изолирующую, которая отделяет часть
населения, сословие или группу людей, создавая условия для совершения над ними
насильственных действий; дестабилизирующую, широко используемую оппозицией для
раскола общества и достижения своих целей.
В зависимости от качества созданного мифа он воздействует на объект по простой шкале: от сильной степени воздействия до слабой. При неумелой конструкции воздействие вообще отсутствует. В этой связи следует учитывать и силы, препятствующие распространению и внедрению мифологем в общественное сознание. Их деятельность порой значительно снижает степень воздействия даже гениально созданного мифа.
Характеристика
мифа и его виды
В
информационно-психологическом воздействии широко используется принцип аналогии.
Любой материал, текстовой или иллюстрационный, должен воспроизводить модельную
ситуацию для конкретной аудитории, т.е. вызвать у нее ассоциации с хорошо
знакомыми ситуациями. Знание культурной мифологии совершенно необходимо как для
выбора исторических или других примеров, используемых в материале, так и при
отборе или составлении иллюстрированного материала. Сравнительный анализ
социальных моделей различных культур подтверждает общую основу "абсолютных
ценностей, способных направлять человека и придавать смысл его
существованию".
Миф,
несмотря на широкие возможности его импровизации, существует в ограниченных
рамках, имеет определенные характеристики и конкретный объект воздействия.
Явный
миф (фольклорные истории и персонажи, популярные личности и произведения
искусства и т.д.) всегда широко применялся в психологической борьбе. Успех его
использования определяется интересом аудитории к его интерпретации. Однако его
воздействие ограничено слабой актуализацией по отношению к реальным событиям.
Скрытый
миф - часть системы субъективных представлений общества об окружающем мире. Он
может быть идеологической, религиозной, политической установкой, предрассудком,
убеждением и пр. В любом случае, общество воспринимает этот миф как объективное
отражение реальности, и его использование в материалах ИПВ позволяет достичь
максимальной актуализации материала. С другой стороны, противопоставление
скрытым мифам реальных фактов или убеждений составителя материала вызывает
реакцию, противоположную целям ИПВ.
Долговременные
мифы являются основой мифологии конкретного общества. Как правило, они
устойчивы и применяются только для привлечения внимания. Флуктуативные мифы
возникают и усиливаются под воздействием конкретной ситуации. При их
использовании следует учитывать, что они могут вообще не оказывать воздействия
на аудиторию или быть ей неизвестны.
Важным
моментом в определении характеристики мифов является деление их на внешние и
внутренние. Внешний миф (региональный и межгосударственный) рассчитан на аудиторию,
не имеющую представления о реальной жизни в стране, и поэтому имеет более
идеализированный характер. Внутренний миф основан на традиции реальной жизни
общества и всегда значительно отличается от внешнего. Смешение этих категорий
или использование, например, внешнего мифа на аудиторию внутри страны также
резко снижает эффективность ИПВ.
Глобальные
мифы в равной степени актуальны как внутри общества, так и вне его и являются
основой идеологии, внутренней и внешней политики государства. Региональные мифы,
носящие ярко выраженный политический характер, направлены на поддержку борьбы
за раздел сфер влияния в регионе или даже на захват власти. В основном они
носят вторичный, производный характер.
Межгосударственные
мифы обслуживают конкретные инициативы в отношении двух или нескольких
государств. Они направлены или на стабилизацию и развитие отношений, или на
ухудшение и отчуждение населения стран, которые становятся враждебными друг
другу. Объектом здесь, как и в описанных выше группах мифов, является общественное
мнение и мировоззрение народов.
Общегосударственные
мифы формируются внутри конкретной страны и определяют мировоззрение нации.
Обычно традиционные исторические, идеологические и социально-политические
установки контролирует власть, и мифы поддерживают патриотические и другие
представления, стабилизирующие общественную жизнь.
Сословные
мифы обслуживают представление о близости определенных групп населения по
сословному или профессиональному признаку. Они действуют по простой схеме
"свой-чужой" и эффективны даже при встрече представителей одного
сословия из разных стран. К этой группе по принципу действия близки возрастные
мифы.
Личностный
миф представляет собой категорию, требующую отдельного рассмотрения, особенно
если он действует в сфере культуры и политики. Мифологизация личности, создание
образа или "имиджа" всегда являлись неотъемлемойчастью манипуляции
общественным сознанием. С другой стороны, в сфере политики, и особенно
психологической войны, существуют мифы, объектом которых является всего одно
лицо. Обычно в этой роли выступает глава государства, от которого требуется
принять конкретное решение или, наоборот, изменитьсвою точку зрения по
какому-либо вопросу. Подобные мифы создаются спецслужбами или заинтересованными
лицами и отличаются чрезвычайной кратковременностью действия.
Таким
образом, можно говорить о том, что задачи социального мифа практически
совпадают с задачами информационно-психологического воздействия. Общей конечной
целью социального мифа и ИПВ является побуждение к определенной социальной
реакции путем формирования нужного представления о чем-либо.
"То, что думает человек, его мнение, имеет для нас значение только в связи с тем, что он делает" (7). Этот тезис ясно определяет как "интересы общества" в личностном сознании, так и потребность составителей материалов ИПВ в изучении технологий эффективного воздействия на сознание, обеспечивающих не только их восприятие,но и соответствующее реагирование. Таким образом, знание и использование технологии мифа позволяет при подготовке материалов ИПВ максимально использовать весь спектр воздействия на конкретную аудиторию, задействуя чувственные, подсознательные и социальные стороны психологии личности и общества. Гармонизированное в соответствии с уже существующей устойчивой системой мифологии общества ИПВ воздействует не извне, а изнутри системы мировоззрения и обеспечивает значительно более сильный эффект воздействия и более естественный процесс его восприятия.
УКАЗАТЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Тезисы докладов. - Тарту, 1962. - С. 92.
2. Read C. The Social Responsibilities of the Historian // The American Historical Review. - 1950. - Jan. - P. 285.
3. Кессиди Ф. От мифа к логосу. - М., 1972. - С. 61.
4. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом. - М., 1975. - С. 378.
5. Токарев С. Религия в истории народов мира. - М., 1976.- С.211.
6. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 1996. - С. 142.
7. Лайнбарджер П. Психологическая война. - М., 1962.- С.181.